конкурс "юный исследователь" в чепецке: скованные одной цепью.

сразу скажу, что на конкурсе мы не победили. тема "кто мы: русские или финно-угры"  чепецкое жюри не заинтресовала. зато заинтересовали путинские выборы и анорексия. мы, правда, честно не поняли, почему на кафедре истории и обществоведения решаются биологические и медицинские проблемы, но дело даже не в этом. а дело в том, что новые идеи и молодые мысли не приветствуются в городе кирово-чепецк. здесь составы смяли, чтобы сделать колонны, как сказал классик. и поэтому провинциальный чепецк так и живет-не тужит где-то в 70-х годах прошлого века.   

 

МКОУ Гимназия №2 г. Кирово-Чепецка

Кировской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный проект

 

литературно-краеведческий вестник

«Две реки»

     

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

г. Кирово-Чепецк

2011 г.

 

Содержание

 

Паспорт проекта………………………………………………………………

 

Аннотация………………………………………………………………………

 

1 этап (Организационный):  Создание команды……………………………

 

2 этап (Проектирование)………………………………………………………

 

3 этап  (Реализация проекта ……………………………………………………

 

Заключение………………………………………………………………………..

 

Список используемой литературы………………………………………………

 

Приложения……………………………………………………………………….

 

 

Паспорт проекта

 

Структура

Содержание

Название

вестник музея «две реки»

Тема

музейная деятельность  как условие самореализации личности

Руководитель проекта

 

педагог дополнительного образования Иванова Л.М.

Участники проекта

А) Активные

Б) Пассивные

Группа экскурсоводов гимназии

 

Учащиеся гимназии, педагоги литературы и русского языка

Возраст участников проекта

От 7 лет

Особенности типа проекта

 

Цель проекта

Создать условия для самореализации личности обучающегося  и активной жизненной позиции

Задачи проекта

1)    Поддержать стремление ребенка к самоопределению и самореализации в предлагаемых видах совместной деятельности;

2)    Расширить сферы познавательных интересов, направленных на себя и коллективную деятельность;

3)    Способствовать приобретению опыта общения и отношений в совместной деятельности;

4)    Способствовать развитию творческих, интеллектуальных, организаторских способностей ребенка на основе включения его в систему самоуправления, в подготовку и проведения дел;

 

Аннотация

 

Необходимое оборудование

Компьютер, принтер, музыкальный центр

 

В настоящее время общее состояние духовной жизни российского общества вызывает логичные и справедливые опасения. В течение двух последних десятилетий  усиливаются  процессы размывания духовной самобытности российской культуры и возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов.

 Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

 Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития.

 В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас, соответственно, 14 и 9%).

 Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.

Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие.

 По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональности.

Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.

 И в то же время мы наблюдаем картину точечных проявлений креативности, -  проектов, способных преобразить пространство, взлеты новых направлений в музыке, этнографии, литературе, драматургии, документального театра. В нашем вятском крае примером такого прорыва является  Борис Павлович / молодой режиссер Кировского ТЮЗа, создающий документальные пьесы по болевым точкам Вятки  и пониманию общих проблем провинциальных городов/.

В нашем городе историей литературной жизни никто толком не занимался. Какова она была до революции, ( била ли ключом, как говорят советские источники, после 17 года), какие рассказы и истории сочиняло население и какие песни пели. Может быть, были яркие самородки из крестьян, которые по примеру Ермила Кострова,  писали басни и стихи? Какова была деятельность известных изб-читален? Ясно, что нас ждут открытия на этом пути.

 Совсем немного истории:

Усть-чепецкий погост образовался ранее 15 века, то есть 600 лет назад. Первое поселение в устье реки Чепцы называлось Никольский погост, и связывают его с именем святого Николая Чудотворца. В «Повести о земле Вятской», где говорится о том, как новгородцы занимали наши земли, есть и первое упоминание о Чепецке:  «шедше же вверх по Каме-реке исшедше на гору на страну ону дошедше реки Чепцы и вниз по ней пловуще пленяюще отяцкие жилища и окруженныя земляными валами ратию вземлюще и обладающе ими...»

Таким образом, названия менялись в следующем порядке:

Усть-чепецкий погост (15-16 вв) – село Усть-Чепца(до 1935 г.)  – рабочий поселок Кирово-Чепецкий Просницкого района (с 1942 г.) - город  Кирово-Чепецк (с 1955 г.), что говорит само за себя о социальных  и экономических функциях нашего города.

Название нашего проекта (и  информационного вестника)  – «Две реки».  Почему? Мир вообще двоичен: война и мир, добро и зло, жертвы и героика, взрослые и дети; но помимо этой красивой метафоры, наш город стоит в устье двух рек – Чепцы и Вятки, и бытует поверье, что на берегах двух рек чаще рождаются талантливые дети. Две реки – это еще и два направления – литература и краеведение, чем нам и предстоит заниматься.

   

Описание проекта

 

1. Название проекта:

Социальный проект: Вестник литературно-краеведческого музея «Две реки»

2. Проект способствует решению следующих проблем:

1) Развитие музейных основ и музейной деятельности в гимназии.

2) Воспитание социально-активной личности.

3) Воспитание патриотов гимназии, своего города, своей культуры.

4) Развитие литературных навыков, умение чувствовать слово и умение выражать свои мысли

 

 

Проект может быть использован в любом образовательном учреждении.

Круг пользователей – педагоги организаторы, классные руководители,  заместители директора по воспитательной работе.

3. Цель проекта:

Создание условия для развития музейной деятельности и воспитания социально – активной личности в условиях гимназии посредством социального проектирования

4. Основные задачи, решаемые внедрением проекта.

образовательная: создать условия для получения знаний в области духовно – нравственного воспитания;

развивающая: способствовать формированию навыков работы с информацией, решению музейных задач и проблем

воспитательная: воспитать социально-активную личность, не равнодушную к проблемам культуры, проблемам города и края

     

5. Ожидаемые результаты от внедрения проекта:

5.1. Гимназисты будут знать  основы МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ, ПРИОБРЕТУТ НАВЫКИ ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ, ПОЛУЧАТ ЗНАНИЯ ПРОГРАММЫ PAID MAIKER, которая необходима при создании литературно-краеведческого новостного издания. Вестник даст возможность выхода на классные часы, и эта новая форма деятельности дополнительного образования централизует экскурсионную работу.

6. Обоснование актуальности проекта.

 

Данный проект даст возможность вести деятельность не только внутри гимназии, но и в городе. Немаловажна тесная взаимосвязь  между детьми всех параллелей. Дополняя экскурсионную деятельность, вестник продолжит традицию «шефства»  старшеклассников над младшими гимназистами / то есть 9-10 – у 6-7 классов, а шестиклассники и семиклассники – у начальной школы/

 

7. Новизна разработки. 

По литературной жизни чепецкого края серъезных разработок ни в городе, ни в области не проводилось вообще, поэтому на этом пути нас, безусловно, ждут открытия. Поисковая деятельность уже сейчас приносит немало информационных открытий, а реализация проекта даст начало осмыслению литературно- краеведческих разработок.

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

·       ОБЩЕГИМНАЗИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА «ГИМНАЗИСТ.КА»

·        МУЗЕЙ Г.КИРОВО-ЧЕПЕЦКА

·       СОВЕТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГИМНАЗИИ

·       ПЕДАГОГИ-ЛИТЕРАТОРЫ ГИМНАЗИИ

·       ШКОЛА №2 /ГДЕ ЕСТЬ УДАЧНЫЙ ОПЫТ МУЗЕЯ/

 

 

8.Содержание проекта. (План ) 2011-2012г.

МЕСЯЦ

МЕРОПРИЯТИЯ

1.

СЕНТЯБРЬ

§  ВСТРЕЧИ СОВЕТА ЭКСКУРСОВОДОВ.

§  ОРГАНИЗАЦИЯ РЕДАКЦИИ ВЕСТНИКА. ВЫПУСК 1 НОМЕРА ВЕСТНИКА. (7-8 КЛАССЫ)

§   ПОЕЗДКА В КАРИНТОРФ.

§  ПОДГОТОВКА К ЛЮБОВИКОВСКИМ ЧТЕНИЯМ. /КОНКУРС ЧТЕЦОВ/

2.

ОКТЯБРЬ

§  2  ВЫПУСК ВЕСТНИКА. (6А КЛАСС)

§   ЭКСКУРСИИ В 3-5 КЛАССАХ (2)

§   СОЗДАНИЕ ФИЛЬМА О ШКОЛЕ.

§   ПОХОД.  «СТАЛКЕРСКИЕ ЗОНЫ»

§  ПОДГОТОВКА КОНКУРСА ЧТЕЦОВ. (7-8 КЛАССЫ)

§  СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА О ШКОЛЕ

§  ВЫЕЗД В КИРОВСКИЙ ТЮЗ

§  КУРСЫ ПО РАЗРАБОТКЕ МУЗЕЙНОГО САЙТА

§  ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЕСТНИКА (6-7 КЛАССЫ)

 

 

3.

 

 

НОЯБРЬ

 

 

§  ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВЫПУСКИ ВЕСТНИКА (2): РЕЛАКСИК; НОВОСТНОЙ.

§